«Сила слов нагорной проповеди Иисуса Христа» - 21, 13.02.2011
Христос – Единственный гарант брака - 1. Мф.5,31-32
Сегодня много говориться о браке и разводе. Люди говорят, что жить в гражданском браке (сожительствовать) это нормально, модно и по-современному. Классический брак – дело «динозавров», так как старомодно уж очень.
Разводы стали самым обычным делом. Даже среди христиан есть мнение. Даже некоторые христиане «кичатся» своей свободой, приводя в пример своё развод.
Как же нам относиться к этой проблеме, что делать и как поступать, чтобы никогда не доходить до того, чтобы наши семьи «варились» в предразводном состоянии? Как относиться к тем, кто развелись, не понимая всех последствий совершённого ими?
Почему люди разводятся:
- · Не сошлись характерами,
- · Разный подход к распоряжению деньгами,
- · Разный подход к воспитанию детей,
- · Сексуальное неудовлетворение,
- · Измена одного из супругов,
Всё это можно свести к одному: Супруг/а не удовлетворяет моих запросов.
Когда влюблённые говорят друг другу «Я люблю тебя!», то они имеют в виду нечто совсем иное – «Я люблю себя и для этого мне нужна/нужен ты!».
Проявляется это после свадьбы:
- Не такой суп (выяснили, что один из супругов вегетарианец),
- Неправильные шторы (оказывается, мама говорит и всегда говорила, что такой цвет – злой)
- Чай горячий, вода холодная,
- и пр.
Иисус говорит ученикам после того, как он описал проблему прелюбодеяния, исходящую из сердца человека, так:
Матф.5:31-32 Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.
32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
Семьи создаются не для того, чтобы их разрушать. (Правда сегодня существуют брачные контракты, в которых предусматриваются действия супругов в случае развода). Подавляющее большинство людей, создавая семью, хотят хороших взаимоотношений на всю жизнь. Но, как известно, далеко не всем удаётся этого достичь. В результате одни семьи рушатся, не успев сформироваться, а в других супруги терпят друг друга из-за различных причин: «а что подумают родители, коллеги по работе, церковь и пр.».
«Я бы давно с тобой развелась, если бы мы не были верующими!» - это крайне опасное состояние, которого только можно только себе представить в семье.
Чтобы нам сегодня разобраться со словами Иисуса, необходимо рассмотреть ситуацию брака в свете исторических особенностей того времени.
- Брачные союзы времён Иисуса Христа
1.1. Брак у греков
Греки считали внебрачные связи неотъемлемой частью повседневной жизни.
Демосфен (384-322 v.Chr.), греческий оратор и политический деятель: "Для наслаждения у нас есть куртизанки; наложницы - для каждодневного сожительства; а жены, чтобы рождали нам законных детей и были верными попечителями наших очагов".
При храме Афродиты в Коринфе были тысячи жриц, «священных куртизанок», спускавшихся по вечерам на улицы Коринфа, так что у людей вошло в поговорку: "Не каждый мужчина может решиться поехать в Коринф". Существовала поговорка: «Пойдём коринфничать». Это поразительное сочетание религии и проституции!
Кроме того, брак у греков разрушало еще то, что для развода вообще не требовалось формальной процедуры. Мужчина мог бы лишь отпустить женщину в присутствии двух свидетелей и вернуть ей ее приданое.
Проблемы Греции того времени видно из послания Ап. Павла церкви в Коринф.
1Кор.5:1-2 Есть верный слух, что у вас [появилось] блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто [вместо] [жены] имеет жену отца своего.
2 И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело.
Далее в седьмой главе Павел затрагивает вопрос развода, подтверждая слова Христа и регламентируя эту процедуру для различных ситуаций..
1.2. Брак у римлян
История брака у римлян - это трагическая история. В основе Рима была семья и домашний очаг.
В римской республике были очень высокие нормы нравственности: за первые несколько сотен лет ее истории не был зафиксировано ни одного развода.
Потом в Риме появились греки (146 д.р.Х). С военной и государственной точки зрения Рим покорил и завоевал Грецию, но в социальном и нравственном смысле Греция завоевала Рим. В Рим стали проникать греческие нравы, разрушая катастрофически быстро этику Рима.
Попытки сенаторов спасти идеологию Рима ни к чему не привели.
Рим.7:1-3 Разве вы не знаете, братия (ибо говорю знающим закон), что закон имеет власть над человеком, пока он жив?
2 Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества.
3 Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона, и не будет прелюбодейцею, выйдя за другого мужа.
1.3. Брак у евреев
В то время брак у Иудеев ценился очень высоко. Евреи говорили: "Иудей должен скорее пожертвовать своей жизнью, нежели совершить идолопоклонство, убийство или прелюбодеяние".
На деле же выглядело всё иначе. Женщина всецело находилась под властью отца или мужа; у нее не было абсолютно никаких прав. Она не могла ни под каким предлогом развестись со своим мужем, а муж мог развестись с ней под любым предлогом.
Дело осложнялось еще тем, что сама процедура иудейского права о разводе была очень проста.
Втор. 24,1 Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего…
О словосочетании «что-нибудь противное» ходили разные ссоры. Его излагали или трактовали по-разному.
Разводное письмо гласило: "Пусть это будет тебе мое разводное письмо и отпускное свидетельство и акт освобождения, чтобы ты могла войти замуж за любого угодного тебе мужчину". Все что нужно было сделать - отдать женщине в руки этот документ в присутствии свидетелей, и она была свободна.
До рождения Христа греческая культура и нравы очень сильно воздействовали на Израиль. Помните, что в дни жизни Христа на земле евреи находились под оккупацией Рима.
Проблемы евреев:
Разговор между Иисусом и фарисеями (Мф.19:3-10)
3 И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?
4 Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?
5 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью,
6 так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.
- Иисус приводит в аргумент Божий порядок творения и брака, а не свои мысли по этому поводу.
- Для человека, чья жизнь подчинена полностью Богу одного слова Христа абсолютно достаточно, а уж тем более такого веского аргумента?!
(11 Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано)
- Незрелый же христианин или тот, кто пробрался в христианство, будет всегда искать причину обхода того или иного повеления Бога.
7 Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?
8 Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так;
9 но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, [тот] прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.
- Ученики были сильно ошеломлены услышанным от Христа:
10 Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться.
Посмотрите, как отреагировали ученики! В реакции мы наблюдаем насколько общество было морально развращено.
Иисус Христос привёл только одну причину против разводов – Прелюбодеяние. Почему?
Христос принёс в культуру того времени бомбу, которая подрывала этические основы того общества (да и сегодняшнего тоже).
Полная недопустимость развода!
1Кор.7:10-11 А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем. 11 если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, - и мужу не оставлять жены [своей].
Недопустимость развода строиться на основании поклонения Христу в трёх сферах семейной жизни. Мы будем об этом говорить.
Заметьте, что Иисус обращается к ученикам, к подданным Царства Небесного! Он им объясняет, что разлучение того, что Бог сочетал, не может быть делом Божьего слуги.
Мф.5,32 А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует.
Единственное условие допустимого развода – прелюбодеяние.
Но прелюбодеяние не присуще верующему, а только неверующему человеку. Этим действом человек разрывает все связи, которыми связан брак.
Не случайно Иисус перед этим повелением говорил о проблеме прелюбодеяния и опасности нравственной нечистоты (Мф.5,27-30).
Помните, где и когда начинается прелюбодеяние? В сердце и мыслях. Человек, совершивший физическое прелюбодеяние давно осуждён самим Богом за те мысли, приведшие его к этому.
В таком случае развод – лишь формальное прекращение отношений, в сущности уже давно разорванных.
Причём Христос не повелевает разводиться в случае с прелюбодеянием, а предлагает как выход, если положение никак нельзя изменить.
- Настоящая основа Брака
В чём заключается настоящая основа брака, которая позволяет людям не нарушать своего обета друг другу и не преступать повеление Христа?
На чём строится брак в обществе?
Внешность, чувства, качества характера и т.д. Но,
- Внешность изменяется,
- Чувства проходят,
- Различные качества характера могут восприниматься по-разному в разное время,
- Обстоятельства чаще всего создают дополнительные сложности
Чтобы нам понять истинную причину развода, необходимо выяснить, почему люди вообще решили объединиться.
Как правило причины таковы:
- a) побег из дома;
- b) из-за статуса в обществе;
- c) чтобы законно и без вины иметь сексуальные связи;
- d) чтобы иметь кого-то для работы по дому «девочка на все случаи»;
- e) чтобы поднять свою самооценку;
- f) из-за финансовых обстоятельств;
- g) из желания иметь кого-то рядом, заботящегося о тебе;
- h) чтобы иметь детей;
- i) супруг привлекательный и чувствуешь себя с ним уютно;
- j) многие люди готовы вступить в брак, так как они думают через него стать счастливее, получить признание и воплотить в нём себя, чтобы заполнить пустоты в жизни.
Настоящая основа брака у христианина – сердце, полностью подчинённое Христу!
Бог должен стать центром и основой брака!
ü Христос имеет для этого достаточный авторитет, чтобы стать основой брака
Сегодня есть много всяких различных семинаров и курсов как мужьям жёнам любить друг друга, как правильно воспитывать детей, как жить, чтобы было как можно меньше проблем в супружеских взаимоотношениях. Но если обе половинки не примут 100% авторитет Христа в браке – брак никогда не будет успешным и счастливым.
Христос должен быть в браке превыше всего (Еф.1:20-23)!
Кол 1:16-17 ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,-- все Им и для Него создано; 17 и Он есть прежде всего, и все Им стоит.
- Как практически «сделать» Христа первым в браке?
- a) Ищите прежде всего в браке того, что хочет Христос
Mф.6,33— В семье так же, как и в частной жизни, нам надо искать прежде всего Царства Божьего и правды его.
- b) руководствоваться Богом в вопросах руководства семьёй (Пс.118,160);
- c) следовать Божьей воле (Иак.1,22–25);
- d) стремиться во всём угождать Богу (2Koр.5,9);
- e) любить Божье Слово и иметь потребность в Его чтении, изучении, понимании и быть ему послушным;
- f) совместно молиться (1Кор.7,5);
- g) любить Церковь Иисуса Христа (не разрывать церковь и семью);
- h) удалять вещи, бесчестящие Бога (Koл.3,5-9);
- i) в решениях центральное место уделять не личному счастью и удовольствию, а личному освящению (1Фес.4,3-5);
- j) если возможно, встречаться с богобоязненной семьёй, которая руководствуется такими же целями.
Фил.2:14,15 Все делайте без ропота и сомнения, 15 чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире,
Да благословит тебя Бог!