Deutsch (DE-CH-AT)Russian (CIS)
Home > Серии проповедей > НП-26. Как реально победить зло? (2)
17.04.2011

НП-26. Как реально победить зло? (2)

Matthäus 5:38-42 Проповедует Gerner, Ivan

«Сила слов нагорной проповеди Иисуса Христа» - 26, 17.04.2011

Как реально победить зло-2? Мф.5,38-42

  1. Действие добра в победе над злом

Даже в сказках можно легко проглядеть идею добра, побеждающего зло. Человек, понимая эту истину, так как не способен жить так, переместил её на уровень сказки. Но проблема сказок и басен в том, что они не обязывают человека к действиям.

Библия же – Слово Бога, которое написано не для того, чтобы человек стал умнее, сообразительней или интеллектуально развитей. Нет, она написана для того, чтобы человек в Ней увидел Бога, увидел себя и понял, что его жизнь лишь только тогда будет счастливой, когда он покорится Богу и Его Слову – Библии.

Библия говорит конкретно, как человеку поступать на земле, чтобы Бог имел радость от его жизни. Насколько я буду воплощать написанное Слово Божье в своей жизни, настолько моя жизнь будет преображаться.

Слова Христа в «Нагорной проповеди» «А я говорю вам» не предусматривают возможность исполнения нами того, что будет дальше. Эти слова - повеление Христа всем тем, кого спас Бог от греха и вечной погибели, кому дал Он жизнь вечную, проявив благодать и незаслуженную милость:

Мф.5:38-42 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.  39А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;  40и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;  41и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.  42Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

В прошлый раз мы говорили:

  • О проблеме мести (Наказание» «Преступлению»)
  • Зло никогда не победить злом
  • Полный отказ от сопротивления злу:
    • Быть добрым к тем, кто причиняет тебе зло
    • Видеть в людях друзей, а не врагов

Сегодня мы поговорим о том, как добро действует в победе над злом и какова цена этой победы.

Что же происходит в тот момент, если я делаю добро в ответ на причинённое мне мнимое или реальное зло?

Почему «мнимое или реальное»? Потому, что я могу просто не верно интерпретировать действия другого. Он ничего не имел плохого в своих действиях или даже хотел мне добра, что я, в свою очередь, могу оценить как проявления зла ко мне.

Поэтому слова Христа «не противься злому» должны действовать у христианина во всех обстоятельствах его жизни.

1.1. Добро останавливает цепную реакцию зла

Насилие всегда вызывает встречное насилие. Христиане призваны быть миротворцами (Мф.5,9). А это значит, нам необходимо разорвать порочный круг, цепную реакцию зла, выплёскиваемого на нас.

Как мы реагируем, как правило на агрессию (пассивную или активную, мнимую или настоящую) в нашу сторону?

  • Оправдываемся, чтобы доказать свою невиновность
  • Игнорируя сказанное молчим, чтобы нас пожалели
  • Обвиняем соперника, чтобы перенести вину на него
  • Или демонстративно уходим, чтобы пошли за нами

Единственный способ сделать остановить цепную реакцию зла – не ответить со злом, не раздражаться и не мстить, раскачивая маятник всё сильнее.

Как мало мы в ответ на зло, видя боль другого и его неспособность справится с собой, улыбаемся, смягчая гнев, молимся и сострадаем человеку.

Быть может, если вы промолчите, не станете оправдываться или обвинять, то останетесь виновными. Но это будет намного лучше того, если вы насилием или злом причините боль окружающим вас людям, доказывая свою правоту.

Очень часто в семьях идёт борьба между супругами за последнее слово. Кто скажет последнее слово, тот и останется правым. Но каждый, кто пережил подобную ситуацию подтвердит, что правым из ссоры выходит не тот, кто сказал последнее слово, а тот, кто имел больше терпения и сострадания к другому.

Прит.16:32 Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою [лучше] завоевателя города

Один мудрец сказал: «Если ты прав, то ты можешь позволить себе сохранять спокойствие. Если же ты не прав, то не можешь позволить себе потерять терпение».

Апостол Павел, в письме в одну из самых проблематичных церквей того времени, в которой, кроме всего прочего, были группировки, споры и разногласия, пишет следующее:

1Кор.6:7-8 И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы (суды, процессы, разбирательства И.Г.) между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? 8. Но вы [сами] обижаете и отнимаете, и притом у братьев.

Апостол Пётр пишет находящимся в гонениях следующее:

1Пет.3:17 Ибо, если угодно воле Божией, лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые

А немного перед этим он объясняет принцип Христа, изложенный им в Нагорной проповеди, применяя его к житейской ситуации:

1Пет.2:11,12 Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, 12 и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения.

Итак, если мы не отвечаем злом за зло, то мы останавливаем цепную реакцию зла.

1.2. Добро открывает возможность Божьего действия

Наша проблема в том, что, страдая, мы часто допускаем реакцию зла в своём сердце, препятствуя Богу тем самым действовать.

Только если я останусь чистым, Бог сможет действовать.

Рим.12:18-21 Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. 19 Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу [Божию]. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь. 20 Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. 21 Не будь побежден злом, но побеждай зло добром.

Выражение "собираешь горящие угли на голову его" напоминает о древнем египетском обычае. Когда человек хотел публично показать свое раскаяние, он нес на голове противень с горящими углями, символизировавшими горящую боль его позора и вины. В данном случае имеется в виду, что когда мы любим нашего врага и искренне стремимся помочь ему, мы заставляем его стыдиться ненависти.[1]

Не давайте злу, причинённому вам побеждать вас и не давайте злу, вырывающемуся из вас господствовать над вами.

Если я отвечаю не злом, а добром за зло, то это будет открывать дорогу к действиям Бога в сложившейся ситуации.

Но такое отношение к истине будет мне чего-то стоить. Христос говорит об этом совсем недвусмысленно.

  1. Цена победы над злом

Такая жизнь будет мне чего-то стоить. Христос говорит об этом совсем недвусмысленно.

Мф.5:38-42 Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.  39 А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;  40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;  41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.  42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

Зло всегда останавливается жертвой. Вопрос кто и кого принёс в жертву? Либо вы принесёте в жертву себя, либо другого человека. Зло греха и смерти было остановлено жертвой Иисуса Христа, и теперь спасённые люди не являются больше рабами греха.

Кто-то должен взять на себя груз того, чтобы остановить зло. Это доступно только духовно сильным людям.

Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;

Приготовься подставить другую. Здесь речи идёт о позоре.

Гордецы и глупцы, возможно, посмеются над тобой, но мудрые оценят это действие ободряя тебя быть последователем Царя, не судившего тех, кто его позорил, высмеивал и распинал.

40 и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;

Это нанесение мне материального ущерба.

Мэтью Генри: «Приобретение новой одежды может обойтись тебе дешевле, чем добиваться через суд возвращения отнятой, поэтому если ты не можешь вернуть ее мирным путем, то лучше оставь ее твоему обидчику».

41 и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

Это посягательство намою свободу.

Если кто-то из вас скажет: «Кровь и плоть не могут выдержать этого!», то помните, что плоть и кровь не наследуют Царства Небесного!

Для того, чтобы помочь другим справляться с тем, что они сами не могут нести, необходимо иметь силу от Бога.

Чтобы мы смогли снести истинное зло в нашу сторону или мнимое, нам необходимо жертвовать своим я, своими амбициями, своим «добрым» именем.

Фил.3:8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа

Чтобы побеждать зло, необходим 100% отказ от себя – это трудно, больно и тяжело, но этого требует Христос!

Причём Он не просто просит тебя не противиться злому, Он приказывает это каждому из нас, каждому, кто носит на себе имя Христа! Он не просто требует, но и ожидает от искупленных Его кровью детей Божиих такого же отношения ко злу, какое было и у Него самого.

  1. Принцип помощи нуждающимся

Мф.5:42 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся.

Библия имеет конкретные условия этого повеления.

Речь идёт о действительно нуждающемся человеке. А также о том, чтобы даяние соответствовало нужде - «смотря по нужде»

Втор.15:7-8 Если же будет у тебя нищий кто-либо из братьев твоих, в одном из жилищ твоих, на земле твоей, которую Господь, Бог твой, дает тебе, то не ожесточи сердца твоего и не сожми руки твоей пред нищим братом твоим,  8 но открой ему руку твою и дай ему взаймы, смотря по его нужде, в чем он нуждается;

Заключение:

Итак, главное, о чём говорит Христос:

Первое: Не думать о своих правах, а думать о благе ближних, даже если они враждебно к тебе настроены.

Второе: Не я главный герой происходящих событий вокруг меня!

Всё на земле происходит для славы Христа, Того,  Кто спас меня посредством Своей смертью!

Пол Трипп: Однажды дети отмечали в детском саду день рождения. Именинник получил много подарков, а каждый ребёнок только по маленькому пакетику с безделушками на сумму 1 евро. Вдруг один из мальчиков стал возмущаться своим маленьким подарком. На что его мама сказала: сынок, это не твой праздник (день рождения) и не ты здесь именинник (герой)!

Понимаете, что наша жизнь на земле, сотворённой Богом для Себя Самого – это не наш праздник. Здесь не я и не каждый из вас являются главным героям или виновникам торжества, а Иисус Христос – Царь Царей и Господь Господ!

Не мне должны все вокруг, и Царь в том числе, нести подарки, а подарок ожидается от меня, приглашённого на пир Виновника торжества – жизнь на земле по благодати Бога!

Именно поэтому те, кто были искуплены Христом от суетной жизни, спасены им от власти греха и будущих мучений в аду, могут добровольно отказаться от своих мнимых прав на справедливость, воздаяние, мщение и прочее…

Ради чего всё это?

  • · ради того, чтобы остановить зло,
  • · ради того, чтобы люди увидели в моих действиях Бога,
  • · ради того, чтобы сохранять Божий мир в сердце,
  • · ради того, чтобы исполнить повеление Христа,
  • · и в конце концов, ради Самого Иисуса Христа!

Лук.9:23,24 Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. 24 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее.

Да благословит тебя Бог!



[1] Комментарий Дж. Мак Артура на послание к Римлянам

Home > Серии проповедей > НП-26. Как реально победить зло? (2)
Main page Contacts Search Contacts Search